Эссе

Эссе воспитателя МБДОУ № 102 Аникиной Галины Иннокентьевны

Тема: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Воспитание создаёт человека» Антуан де Сент-Экзюпери.

Высказывание великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание», заявленные темой эссе, натолкнуло меня на осмысление ценности и определения приоритета Образования или Воспитания для человека.

На мой взгляд, оба этих процесса незаменимы в жизни и развитии человека. Воспитание – это важнейшая составляющая часть образовательного процесса. Оно необходимо любому человеку для его жизни в социуме, для выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми. Образование, в свою очередь, подразумевает интеллектуальный багаж человека, накопленный объем сведений, добытый серьезным трудом. Оба этих процесса, на мой взгляд, помогают ребенку стать человеком.

А что значит быть человеком? Здесь я соглашусь с французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, ты помогаешь строить мир...».

Моя задача, как воспитателя детей дошкольного возраста, помогать ребенку развиваться, воспитывать в себе личность, замечать в каждом ребенке хорошее и поддерживать это.

Развитие личности зависит от среды, в которой она находится: от детского коллектива, от взрослого окружения (воспитателей и семьи), которые ориентируют и направляют его развитие. Я считаю, что самый доступный путь к самосовершенствованию для ребенка – это творчество.

Творчество способно вовлечь в процесс развития личности педагогов, детей и родителей. Ведь положительный результат совместного творчества возможен только в условиях целостности воспитательного процесса, который, в свою очередь, укрепляет творческое начало и повышает мотивацию детей к самовоспитанию и познанию.

Основным фактором в воспитании личности ребенка является создание условий для его саморазвития и развития его творческих способностей. Но творчество неотделимо от коллектива. И тогда детский коллектив становится для ребенка той средой, где утверждается и раскрывается его индивидуальность и творческие способности.

Особое место в развитии личности занимает заинтересованность ребенка в том, чем он занимается.

Прежде чем осознать себя личностью, ребенок задает вопросы: Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Здесь моя роль воспитателя, помочь вместе с ребенком ответить на эти вопросы. И чем точнее будут эти ответы, чем больше аргументов найдет для себя ребенок, тем будет выше вероятность формирования адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности растущего малыша. Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Я стремлюсь, чтобы мои воспитанники учились обдуманно решать разные вопросы, ведь это способствует воспитанию воли и характера.

Как стать для детей не просто воспитателем, а человеком, который может разобраться во всех трудностях современной жизни, поможет и подскажет, научит, станет примером подражания? Стать самой лучшей и универсальной – моя основная задача. Но при этом оставаться самой собой!

Как говорил К.Д. Ушинский: «Самая важная часть воспитания – образование характера». Мы сами формируем и воспитываем свой характер с детства. Если в ребенке заложили доброту и отзывчивость, то он всегда готов прийти на помощь, как бы ни было трудно и страшно. Так же и я в своей работе, стараюсь быть отзывчивой, не бояться трудностей и не сдаваться.

В детском саду развитие личности ребенка во многом зависит от воспитателя. И сегодня я четко понимаю, что моя миссия заключается в том, чтобы каждый ребенок почувствовал себя восходящей звездой.

Детям все интересно, стремятся много знать и быть причастными ко всем событиям, происходящим вокруг них. Это толкает детей к проявлению инициативы и самостоятельности в деятельности, а значит, формирует трудоспособность.

Я очень часто вглядываюсь в лица своих воспитанников, люблю по утрам наблюдать, как входят они один за другим в группу, ловить их приветливый взгляд. Меня всегда волнует их настроение. Я с нетерпением жду новых вопросов, которые они зададут мне сегодня… и завтра ... Но в то же время, задаю себе вопросы: Смогу ли я ответить на все интересующие их вопросы? Смогу ли стать примером для подражания? Смогу ли оправдать их ожидания? Я должна «поставить на крыло и отправить в полет». Но чтобы научить летать, надо самой быть крылатой. Чтобы зажечь сердца, надо самой гореть. Чтобы вести к вершинам успеха, надо самой не бояться высоты.

Но действительность заставляет вернуться из рассуждений в бытие. Одно я знаю точно ... Я на своем месте ... Я – воспитатель! И я стремлюсь к совершенству в своей профессии...

Ссылка для скачивания текста эссе

Новости