Главная \ Конкурс "Воспитатель года города Красноярска 2021"

Конкурс "Воспитатель года г. Красноярска 2021"

главное фото

Жирнова Светлана Анатольевна
 
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей».
Педагогический стаж составляет 3 года 6 месяцев.
Образование:
- Высшее, образовательное учреждение Профсоюзов "Академия труда и социальных отношений", квалификация экономист по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 2008 г.;
- Дополнительное (профессиональная переподготовка), КИПК, по программе "Педагогика и психология детей дошкольного возраста", 2018 г.
Аттестационная категория: Первая квалификационная категория (приказ МО Красноярского края № 694-11-05 от 12.12.2019 г.)
Повышение квалификации:
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №2» «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании», 80 ч, 2018 г.;
- Стажировка на базе МБДОУ № 257 по теме "Организация образовательного процесса в разновозрастных группах дошкольного образовательного учреждения", 2019 г.
- АНО "Красноярский институт дополнительного профессионального образования", реализация ФГОС ДО в программе "Золотой ключик", авторский курс Е. Е. Кравцовой, 72 часа, 2019 г.
 
 
Описание педагогической находки
 
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования для развития воображения у детей дошкольного возраста
 
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для художественно-эстетического развития детей. Однако, традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям удовлетворения от выполненной работы.
Актуальность использования нетрадиционных техник рисования для развития воображения у детей дошкольного возраста состоит в том, что разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт изобразительной деятельности и эмоциональное удовлетворение процессом.
Новизна темы заключается в том, что развитие воображения детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Практическая значимость темы состоит в том, что нетрадиционные техники рисования дают толчок развитию воображения и фантазии, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности каждого ребенка.
Цель педагогического опыта: использование нетрадиционных техник рисования для развития воображения у детей дошкольного возраста
Задачи педагогического опыта:
- познакомить детей с нетрадиционными техниками  рисования;
- развить интерес к изобразительной деятельности;
- воспитать стремление к самостоятельности;
- создать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности.
Деятельность по реализации педагогического опыта:
1. Изучение опыта применения нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
2. Самостоятельное использование нетрадиционных техник рисования.
3. Организация совместной деятельности взрослого и детей по созданию рисунков в нетрадиционных техниках.
Результаты внедрения педагогического опыта:
Наблюдения за деятельностью детей показали, что в образовательном процессе:
- дети активно применяют при рисовании нетрадиционные техники (тычкование, монотипию, оттиск печати и прочее);
- проявляют интерес к изобразительной деятельности;
- самостоятельно могут выбрать материал и технику для создания рисунка;
-  проявляют эмоционально-положительное отношение к собственной работе и результату.
Использование нетрадиционных техник рисования
Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
С. В. Погодина отмечает, что увлечение нетрадиционными техниками рисования не должно стать самоцелью, потому что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, ребенок соотносит только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.
Также не совсем правильно связывать неклассические техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного средства» в построении образа. Техника способствует решению изобразительных задач, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом.
Значение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте
Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.
В-третьих, у детей развивается координация движений.
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, раскованности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Наблюдения за эффективностью применения в изобразительной деятельности с детьми различных нетрадиционных техник рисования,  привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, ведь они создают ситуации успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию.
 
 
 
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по нетрадиционному рисованию «Деревья в лесу»
 
Возраст: 5-6 лет.
Длительность: 20 минут.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: упражнение в исполнении техники кляксография с трубочкой и мятой бумагой в процессе рисования деревьев в лесу.
Задачи:
Образовательная: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой;
Воспитательные:
  • воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования в изобразительной деятельности,
  • воспитывать аккуратность в процессе рисования.
Развивающая: соблюдение последовательности действий в процессе создания рисунка с использованием нетрадиционных техник: кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой;
Планируемые результаты:
  • описать техники кляксография с трубочкой и мятой бумагой,
  • применить в процессе рисования нетрадиционные техники: кляксография с трубочкой и рисование мятой бумагой
  • создать рисунки с применением нетрадиционных техник рисования: кляксография с трубочкой и рисование мятой бумагой.
Оборудование и материалы: альбом, гуашь в палитре, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, стаканчики для трубочек, бумага, технологическая карта (приложение 1).
 
Этап НОД
Содержание деятельности
Время
Материалы
  1.  
Вводный
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Слышите веселую песенку? (дети слушают произведение: песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в волшебный лес! (на экране появляется презентации «Какие бывают деревья в лесу», воспитатель обращает внимание детей на экран).
Воспитатель
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
Воспитатель: Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
Воспитатель: А какие деревья растут в лесу(отгадывание загадок).
Воспитатель:
Где водятся волшебники? В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники А с тем, кто верит в них!
Воспитатель: Ребята, вы послушали замечательную песню о волшебниках. А вы верите в волшебство? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю нам с вами сегодня ненадолго превратится в волшебников. А какой самый главный атрибут у волшебников? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам тоже подготовила волшебные палочки. Волшебной палочкой у нас будут трубочки для коктейля. С помощью этой трубочки можно рисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок.
7 минут
к/ф "Незнайка с нашего двора", презентация «Какие бывают деревья в лесу»,
карточки с загадками (приложение 2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.  
Основной
Воспитатель: И так, сейчас мы с вами превратимся в волшебников! (дети и воспитатель берут «волшебные палочки» – коктейльные  трубочки и занимают места за столом).
Воспитатель: Мы, как настоящие волшебники, будем с вами создавать рисунки деревьев не совсем обычным способом. Мы будем их рисовать с помощью нашей «волшебной палочки».
Ход рисования:
  1. У нас есть бумага и палитра с красками. Какая краска нужна для ствола? (ответы детей). Возьмем пластиковой ложечкой краску и сделаем несколько клякс на том месте, где будет ствол дерева. (дети по показу воспитателя выполняют задание)
  2. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол.
  3. Чтобы нарисовать крону, нам понадобится мятая бумага, возьмите пожалуйста листы бумаги и сомните их. (дети по показу воспитателя выполняют задание)
  4. Теперь мы можем нарисовать крону дерева с помощью мятого листа бумаги таким образом: макаем мятую бумагу в краску нужного вам цвета и методом отпечатывания на листе вокруг ствола рисуем крону (дети по показу воспитателя выполняют задание).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым? (ответы детей)
Воспитатель: Очень важно постараться и выполнить рисунок аккуратно. (самостоятельная деятельность детей и воспитателя, при необходимости воспитатель помогает).
Воспитатель: Посмотрите какие волшебные деревья у нас получились! Мы с вами здорово потрудились, пора и отдохнуть! (воспитатель приглашает детей встать с рабочих мест в круг для динамической паузы, дети выполняют движения, повторяя за воспитателем).
Воспитатель: Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
10 минут
альбом,
гуашь в палитре, бумага,
трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, стаканчики для трубочек
  1.  
Заключительный
(Воспитатель приглашает детей сесть в круг)
Воспитатель: Ребята, мы оставили наши «волшебные палочки» на столе и снова стали обычными людьми. Но вы в любой момент, когда захотите, снова сможете стать волшебниками и теперь вы знаете как! Нужно будет только взять в руки «волшебную палочку»!
Воспитатель: Сложно вам было быть волшебниками? (ответы детей).
Воспитатель: Что было сложнее, а что легче выполнять при создании рисунка? (ответы детей).
Воспитатель: Что бы вы еще добавили в свой рисунок? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы с вами создали замечательные деревья, из которых можно создать волшебный лес, разместив ваши рисунки на выставке. Надеюсь, вы сможете удивить своих друзей и близких, придя домой и показав им волшебство, которому вы научились сегодня. Спасибо вам за работу! До свидания!
3 минуты
 
 
Приложение 1. Технологическая карта НОД «Деревья в лесу» 
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемые результаты
 
  1.  
Организационно-мотивационный этап
 
 
 
 
 
 
 
Организация направленного внимания
Предлагает детям отправиться в лес, в котором растут разные красивые деревья.
Проводит беседу под музыкальное сопровождение к/ф "Незнайка с нашего двора": «Какие бывают деревья в лесу».
Рассматривание презентации «Какие бывают деревья в лесу».
Загадывание загадок по теме «Деревья»
Фронтально
Словесный метод: беседа, наглядный, игра.
Рассматривание презентации, отгадывание загадок, сравнение
Отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выполняют сравнение,
 
Определяют названия деревьев,
выделяют характерные черты деревьев.
 
 
  1.  
Основной этап
2.1
 
 
Этап постановки проблемы
 
Формулировка цели занятия у детей, формирование мотивации к предстоящей деятельности
Формулировка целей:
Предложение научится рисовать деревья при помощи коктейльной трубочки и комков мятой бумаги.
Фронтально
 
Словесный метод: беседа
Отвечают на вопросы,
совместно с воспитателем формулируют цель занятия.
Постановка цели
 
2.2
Этап ознакомления с материалом
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования: кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой.
Описание воспитателем нетрадиционных техник рисования: кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой.
Фронтально
 
Наглядный метод: показ;
Словесный метод: объяснение
Наблюдение за показом воспитателя,
ответы на вопросы воспитателя по техникам рисования.
Описание нетрадиционной техники рисования: кляксография с трубочкой и мятой бумагой
 
2.3
Этап практического решения проблемы
Овладение нетрадиционной техникой рисования кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой.
1.Предлагает выполнить рисунок деревьев в лесу согласно обозначенных техник нетрадиционного рисования.
2.Напоминает детям правила техники безопасности работы с трубочкой и красками.
Фронтально  и индивидуально
 
Практические формы работы: упражнения в рисовании нетрациционными техниками: кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой.
Словесные методы: объяснение.
Рисование деревьев в лесу с применением, обозначенных техник нетрадиционного рисования
1.Применение в процессе рисования нетрадиционной техники: кляксография с трубочкой и рисование мятой бумагой.
2.Создание рисунка с применением нетрадиционных техник рисования: кляксография с трубочкой и рисование мятой бумагой
 
2.4
Динамическая пауза
 
 
 
 
 
Удовлетворение двигательной активности детей
Воспитатель проводит динамическую пазу с применением физических упражнений по теме занятия.
 
Фронтально
 
Словесный метод: декламирование художественного слова.
Наглядный метод: показ
Практические формы: выполнение упражнений
Выполнение упражнения по показу воспитателя
Удовлетворение двигательной активности детей
 
  1.  
Заключительный этап
 
 
Проведение анализа по итогу продуктивной деятельности
1.Воспитатель задает рефлексивные вопросы
2.Мотивирует детей на последующую деятельность, задает вопрос: «что бы вы еще добавили в свой рисунок?»
Фронтально и
индивидуально
 
Словесные  методы: вопросы, беседа
Дети совместно с воспитателем анализируют ход продуктивной деятельности и ее результат
Создание рисунков с применением нетрадиционных техник рисования: кляксография с трубочкой и рисование мятой бумагой
 
 
Приложение 2. Карточки с загадками
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Елка
 
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Береза
Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит.
Осина.
 
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это….
Клен.
 
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это…
Дуб.

 

 
Ссылка для скачивания Конспекта
 
Эссе на тему: Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами.

(Астрид Линдгрен)

Размышления над фразой Астрид Линдгрен «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами», меня натолкнули на вопросы: что значит порядок для меня и для детей? кто заводит порядок?

Принято считать, что порядок создает условия любому человеку жить более или менее комфортно: когда спланирован день, необходимые вещи лежат на своих местах и их не нужно искать, отсутствуют внешние факторы, способные нарушить установленный порядок. Порядок – это главное, и у каждого он свой!

Есть взрослые, у которых идеальный порядок: во внешности, в делах, дома и на работе. Они всегда опрятны, соблюдают рабочий режим, планируют дела на день. У них все всегда аккуратно лежит на своих местах, ненужное выбрасывается, нужное они легко находят. Они точно знают, что и где хранится.

Есть другие взрослые, которые не соблюдают строгий порядок, но у них он тоже есть. Где что лежит, они знают «приблизительно». Порядок наводят по сезону или реже. Стремятся хранить вещи, давая им вторую жизнь. Кладовки и полки у таких взрослых уставлены коробками с вещами, которые когда-нибудь, возможно, понадобятся.

Есть и такие взрослые, у которых в делах и в вещах полный хаос. Защищая себя, они называют его творческим беспорядком: с одной стороны, создается ощущение, что везде беспорядок, с другой стороны, в этом беспорядке этот взрослый может найти то, что ему нужно.

Не стоит забывать, что все взрослые были когда-то детьми. И детский порядок тоже может быть разным.

Есть дети, которые всегда поддерживают порядок: вещи старательно разложены, игрушки рассортированы, например,  по цвету, по материалу, по виду, по форме игрушки и т.д., аккуратно разложены материалы для творчества.  Они точно знают, чем и когда они занимаются: играют, читают, собираются на прогулку.

Другим детям важна относительная свобода от порядка: пусть всё лежит на своих местах, но что-то «очень нужное» для них должно обязательно быть на самом видном месте.

А есть дети, которые наиболее комфортно чувствуют себя в полном хаосе. У них предметы везде, всё всегда доступно, например, карандаши и фломастеры вместе с пластилином и другими принадлежностями лежат в одной большой коробке. Ребёнку раздолье! В любое время можно взять фломастер и порисовать там, где хочется и на чем хочется и тут же переключится на лепку.

Было бы идеально, если бы понимание порядка взрослым совпадало с пониманием порядка ребенком. Но, к сожалению, так происходит не всегда! Например, мои двое детей оказались в отношении порядка совершенно разными, хотя воспитывались они одинаково и почти в одинаковых условиях. У нас образовался полный комплект из всех трёх типов: младший сын любитель «идеального порядка», старший сын склонен к творческому беспорядку, а я свободна от строгого порядка.

Несмотря на такую разницу в отношении к порядку, мне удается договариваться с мальчиками о том, что важно учитывать интересы каждого и учится обсуждать и принимать правила существования в общем пространстве.

Я сама выросла в семье, где родителям был важен идеальный порядок. Не понаслышке знаю, что значит прийти домой и не найти нужную вещь, поэтому старалась поддерживать порядок, чтобы исключить подобные ситуации и знать самой что и где лежит.

Таким образом, размышляя над вопросом передачи понимания порядка от взрослого к детям, я могу сделать вывод о том, что возможность приучить кого-то к своему видению порядка — большая иллюзия. Например, если в семье у родителей и ребёнка не совпадают представления о порядке, на мой взгляд, взрослым стоит дать возможность самому ребёнку пребывать в том порядке, который ему близок. Его комната, или стол, или шкаф, или хотя бы какой-то ящик — может быть, единственное место, где ребёнок чувствует себя комфортно, спокойно и уверенно. Важно помнить об этом и попробовать разрешить ребенку быть собой в той мере, в которой это возможно.

Ссылка для скачивания текста Эссе

 
Новости