Педагогическая находка

Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с проблемами в развитии речи. Основными причинами задержки речевого развития являются внутренняя (на уровне физиологии) и внешняя (социальная). Внутренняя причина обусловлена физиологическими нарушениями во время внутриутробного развития или перенесенными заболеваниями в раннем развитии ребенка. Внешняя причина обусловлена тем, что современные дети подвержены мощному потоку информации из телевизора, компьютера, планшета.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к образовательному процессу.

Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, целью которой является активизация его инициативы, собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Новизна моей педагогической находки заключается в использовании обыкновенного бытового прибора (светодиодного фонарика на батарейках) для организации образовательной деятельности по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению этого предмета. Ведь с помощью фонарика можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки в теневом театре. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой!? А что если им самим стать волшебниками!? Ведь если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки разместить фигурку зайца или ежика, то, посветив фонариком на картинку, можно увидеть, кто за ней спрятался. Так и появились игры с фонариком!

Идея использования обычного бытового фонарика в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.

Педагогический опыт применения дидактических игр с фонариком как игровой технологии, используемой для развития речи, выбран мной не случайно, поскольку игра — это ведущий вид деятельности дошкольников.

Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг, который зажег глаза каждого ребенка огромным интересом. И эта идея вдохновила меня на разработку дидактических игр с использованием тематических карточек и бытового фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях, по разным темам и с детьми разного возраста.

Размышляя над способами накопления материала, я обратилась к сети Интернет в поисках чего-то подобного. В результате познакомилась с разработкой мамы одного чудного мальчика – Натальей Анатольевной Коняхиной, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети (https://vk.com/club152635295). Эти пособия натолкнули меня на разработку собственных дидактических игр, которые я создала и использую в деятельности с детьми по актуальной для меня теме и в соответствии с возрастом воспитанников, так как я являюсь воспитателем разновозрастной группы.

Представляемые мной игры можно использовать в групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

- при изучении лексического материала;

- при ознакомлении с окружающим миром;

- при решении математических задач;

- при работе над грамматическими категориями и в др..

Цель игр с фонариком – обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста. Результат использования таких игр: повышение эмоционального, психологического, благополучия, улучшение запоминания нового материала, наличие потребностей в овладении новыми знаниями.

Для детей дошкольного возраста можно разработать и создать много подобных игр, которые будут затрагивать разнообразные темы и области познания. К примеру: «С чем пирожок?», «Какое варенье сварили?», «Чей дом?», «Что лишнее в шкафу?», «Чей след?», «Кто спрятался в траве?», «Кто прячется за кустом?», «Полезная и вредная еда», «Больше или меньше», «Сколько стало» и другие.

Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать не только словарный запас, но и общий кругозор детей. Таким образом, использование дидактической игры в работе с дошкольниками по развитию речи позволяет с одной стороны решить образовательные задачи, а с другой стороны организовать процесс познания в занимательной и эмоционально-значимой для детей форме.

Для усовершенствования работы в данном направлении планирую разработку новой схемы карточек для создания новых игр по разным возрастам, темам и областям. А так же привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Поможем Мишутке»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для расширения словарного запаса детей за счет повторения знакомых слов и знакомства с новыми терминами;

способствовать формированию интереса к знакомству с новыми словами через дидактическую игру;

приобщать детей к художественной литературе.

Развивающие:

развивать речевую активность детей;

развивать связную речь.

Формы организации детской деятельности: работа с подгруппой детей.

Материалы и оборудование: оборудование для музыкального сопровождения деятельности, игрушка Медвежонок, три корзиночки, наборы пластиковых фруктов, овощей и ягод, карточки для дидактической игры с фонариком «Пирожки с начинкой», светодиодные фонарики на каждого ребенка, разнос, полотенце, три тарелочки.

Дидактическая игра «Пирожки с начинкой» предназначена для детей дошкольного возраста по лексическим темам «Фрукты», «Ягоды», «Овощи».

Методы и приемы: создание игровой ситуации по мотиву сказки «Три медведя», ситуации общения, речевое упражнение, дидактические игры показ, объяснение, дидактическая игра.

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя»

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть (мотивационный этап). Воспитатель приглашает детей на «полянку» (кружок на ковре) для обмена приветствиями и пожеланиями на день, вспоминают сказку «Три медведя».

Воспитатель: «В сказочном лесу, среди ёлок и берёз, на опушке леса живёт медвежья семья: медведь – Федор Иванович, медведица – Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Живут они не в берлоге, а в красивом тереме. Во дворе возле терема стоят улья с мёдом, растут разные фрукты и ягоды, и даже есть огород. Однажды решила Настасья Петровна испечь пироги и попросила маленького Мишутку сходить во двор и набрать разных ягод, фруктов и овощей для начинки».

Воспитатель проводит физкультурную минутку под музыкальное сопровождение «По малину в сад пойдем...»

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Воспитатель: «Взял Мишутка корзинки, вышел во двор и растерялся. Что же ему в корзинку положить?»

Воспитатель предлагает детям помочь Мишутке собрать ягоды, фрукты и овощи в корзинки. Дети по одному находят ягоды, фрукты и овощи, складывают в корзинки и дают полный ответ (образцы ответов детей: «это ягода земляника, я положу землянику в корзинку к Мишутке»).

После этого дети перечисляют фрукты, ягоды и овощи и называют их обобщающим понятием. Дети передают Мишутке корзинки, чтобы он отнес их маме Настасье Петровне для пирожков. Мишутка благодарит детей и уносит корзинки.

Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, сложное это занятие – лепить пирожки? А сейчас мы с вами представим как это бывает!

Пальчиковая гимнастика:

Быстро тесто замесили, на кусочки разделили, (имитируем замес теста и разделку его на кусочки.) 

Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперёд-назад по поверхности стола.)

И слепили пирожочки («защипываем» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем всем на удивление! (прикладывая ладонь к ладони, «лепим» пирожки.)

Появляется Мишутка с пирожками на разносе: «Спасибо вам, ребята, за помощь! А в благодарность мама передала вам вкусные пирожки! Выбирайте, кто какой хочет!» (дети разбирают карточки с изображением пирожков).

Воспитатель: «Ну вот, пирожки все получили? А с чем у тебя пирожок? А у тебя...? (опрашивает несколько детей, дети не могут дать ответ, так как не видят начинки пирожка).

Воспитатель: «Ребята, а как же узнать с чем пирожки?» (варианты детей)

Воспитатель: «А я знаю один волшебный способ! Чтобы увидеть с какой начинкой пирожок, нужно просветить его фонариком» (дети с помощью фонарика узнают начинку своего пирожка, называют их. Пример: пирожок с яблочной начинкой, пирожок с капустной начинкой и т.д.)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, на разносе еще остались пирожки! Хотите узнать с какой он начинкой?»

Мишутка (грустно): «Мама испекла пирожки с разными начинками и попросила меня разложить их по тарелочкам, но я их сложил в одну кучу и теперь не знаю где какой!»

Воспитатель: «Не расстраивайся Мишутка, мы с ребятами знаем волшебный способ, который поможет нам определить начинки в пирожках. Ребята, давайте поможем Мишутке разложить пирожки по тарелочкам: на одну тарелочку разложите пирожки с фруктовыми начинками, на другую – пирожки с овощными начинками, а на третью – пирожки с ягодными начинками» (дети вместе с воспитателем сортируют по тарелочкам пирожки с фруктовой, ягодной и овощной начинками, называя их).  

Воспитатель предлагает детям пересчитать пирожки с фруктами, с овощами и с ягодами.

Заключительная часть (рефлексивный этап).

Воспитатель: «Здорово ребята, у вас все получилось. А что вам больше всего понравилось и запомнилось?» (ответы детей).

Воспитатель: «Всем большое спасибо за помощь Мишутке. Встретимся в следующий раз, а вот в какой сказке мы окажемся – это тайна, которую раскрывать будем все вместе. До свидания!»

Ссылка для скачивания текста Педагогической находки 

Новости